вторник, 30 июня 2009 г.

О торможении левой ногой. 30.06.2009.

Я учился ездить на авто я с МКПП, первая машина, Нива, была тоже с "механикой". Далее Фиеста с АКПП-Вариатор, и с 2007 года Витара с классической АКПП-4 и задним приводом. Изредка езжу на переднеприводном Крайслер Себринг с АКПП-4. Год назад я прочитал книги Горбачева (Самоучитель безопасного вождения современного автомобиля) и Цыганкова (120 приемов контраварийного вождения), а пол года назад стал учиться тормозить левой ногой. Хочу рассказать об этом опыте. Но сразу замечу, не вздумайте бездумно повторять, на МКПП вам как минимум приедут в зад, а на АКПП еще и без коробки останетесь. Дочитайте хотя бы до конца.

Начну с важного нюанса. На машинах с АКПП учиться этому легче, нет опасности заглохнуть, но на таких машинах нельзя одновременно нажимать на 2 педали. То есть когда вы только начали нажимать тормоз, газ должен быть полностью отпущен, совсем! И при нажатии на газ, должен быть полностью отпущен тормоз. Но есть исключение: когда ценой убитой АКПП вы выполняете прием "газ-тормоз" и предотвращаете очень серьезное ДТП.

Второй момент, у неподготовленного человека левая нога не умеет тормозить и на обучение уходит от одного до двух лет активной езды. Обычно левая нога нажимает сцепление в режиме "нажал-нажал_на_половину-отпустил", а тормоз надо нажимать именно плавно, чувствуя торможение на всех стадиях. Без этого вам обязательно приедут в зад на ближайшем светофоре, так как от такого торможения машина встанет колом, а без АБС еще и заблокируются колеса. Учиться этому навыку лучше сначала как раз на машинах с АБС.

Третий момент, если вы не учились на МКПП, а сразу на АКПП и тем более сразу стали учиться тормозить левой, что в случае обучения на АКПП вполне нормально, вы рискуете столкнуться со сложностями при дальнейшей езде на "механике" если это понадобится.

Зачем это нужно. Вообще, торможение левой ногой нужно в двух случаях, гонщикам и для предотвращения экстремальных ситуаций. Первые могут выставить машину боком на трассе и получить преимущество в гонке. Но нам важнее второе.

Самое простое — это неоспоримый факт, если левая нога занесена над педалью тормоза, то время на нажатие серьезно сокращается, а вы выигрываете метры до пешехода или бампера. На АКПП не забываем полностью отпустить газ. Но это когда вы подозреваете опасность, обычно левая нога покоиться на подставке отдыха, а на МКПП еще и за сцеплением. Далее я рассмотрю варианты переднего, заднего и полного привода в различных ситуациях.

Передний привод, МКПП. На МКПП при возникновении сноса или заноса можно использовать прием "газ-тормоз". Удерживая или увеличивая газ нажимаем тормоз. Резкое и плавное нажатие приведет к разным эффектам. Плавное нажатие увеличит устойчивость авто. Так же так необходимо действовать при возникновении аварийной ситуации, когда вы слишком быстро зашли в поворот и вас может выкинуть с дороги на внешний радиус (снос передней оси).

Резкое нажатие, особенно на машинах без АБС, приведет к перетормаживанию, а то и блокировке с заносом задних колес (как с ручника), что позволит зайти в поворот "по многограннику" или единым поворотом с заносом. Это может спасти от аварии.

Для машин с АКПП езда в "газ-тормоз" не приемлема, кроме случая предотвращения серьезного ДТП (скользнуть по отбойнику на пустом повороте и влететь в отбойник или другую машину — это принципиально разные ситуации, рихтовка "бочины" может быть дешевле ремонта АКПП, а прямой удар всегда опасен). Тем не менее, даже с отпущенным газом передние колеса имеют некий запас инерции, отпустив газ и работая тормозом, можно корректировать движение автомобиля. К тому же, держа ноги над педалями, вы всегда готовы к резкому изменению ситуации. Например — после торможения отпускаем тормоз, а правая нога сразу же после нажимает газ не тратя время на перенос ноги, так же если резко надо будет затормозить. С задним приводом и АКПП аналогично.

Задний привод, МКПП. На заднем приводе при нажатии тормоза перетормаживаются передние колеса, а на машинах без АБС еще и блокируются. Этот эффект, в зависимости от степени торможения может привести к силовому управляемому заносу, вплоть до разворота. Примером преодоления аварийной ситуации может служить движение по "многограннику", но в отличии от переднего привода, занос контролируется не тормозом, а газом. При этом радиус многогранника будет много меньше, чем на переднем приводе. С резким тормозом лучше быть по аккуратнее. Естественно, на всех типах привода необходимо работать рулем в зависимости от ситуаций.

Постоянный полный привод, МКПП. Тут аккуратное торможение левой ногой при сохранении тяги будет способствовать сохранению устойчивости. А вот резкий тормоз в повороте может выкинуть машину с дороги. Отличительной особенностью будет являться то, что колеса очень сложно заблокировать, даже без АБС.

Другие системы полного привода рассматривать сложно, в зависимости от того, что "надумает" электроника, машина может повести себя как любой из описанных выше случаев, поэтому этот вопрос индивидуален.

Поскольку я езжу или на авто с АКПП, то могу использовать только преимущество скорости переноса ноги. За пол года обучения точно подтверждаю наличие этого преимущества как на заднем, так и на переднем приводе.

Начинать учиться надо на площадке, а первый год перед таким торможением лучше бросать взгляд в зеркало. За пол года обучения я пока не торможу интуитивно. То есть мне надо решить, какой ногой я буду тормозить. Скажем, левой, ближайшее время работаю только ей вполне интуитивно и неплохо, без блокировок, а вот перенести правую на тормоз уже не получается. Так же пока не получается в экстремальной ситуации тормозить левой, когда левая на площадке для отдыха, правая нога сама переходит на тормоз, я теряю преимущество быстро нажать на газ. Пока единственный выход — прочувствовать заранее ситуацию и занести левую ногу над педалью тормоза, тогда правая нога работает как надо, но предугадать не всегда получается.

Еще стало удобно в пробках, я чередую езду то правой, то левой ногой, за счет этого каждая нога имеет возможность отдохнуть.

При этом левая нога за последние 5 месяцев не вызвала ни разу включение АБС или блокировку. А сейчас никто из знакомых не может определить какой ногой я торможу, даже при экстремальном торможении. Но это только первые пол года, далее необходимо научиться делать абсолютно все машинально без закидывания левой ноги, когда с площадки отдыха к тормозу без обдумываний идет нужная нога (на МКПП три педали и там ситуация может быть другой). И конечно, есть желание овладеть этим навыком на "механике", но сейчас у меня нет такой машины. И на авто с МКПП между подножкой и тормозом есть педаль сцепления, это уже другой уровень.

Всем советую прочитать книги Горбачева — "Самоучитель безопасного вождения современного автомобиля" и Цыганкова — "120 приемов контраварийного вождения". Я описал только верхушку айсберга, да и наверняка найдутся неточности. И ни в коем случае не начинать овладевать этим приемом на дорогах общего пользования. Первую неделю машина будет становиться колом, а на принятие мозгом решения о торможении вы будете тратить минимум до 2 секунд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий