четверг, 2 июля 2009 г.

Как легко убраться на Витаре на льду. События февраля 2008. 02.06.2009.


История случилась в феврале 2008 года. Мы поехали в геокешинг в Тульскую область на весь день. По дороге застряли в поле, Витара ездит по сугробам до стекл, а вот по крышу не смогла, час откапывали. Благо саперную лопату я вожу всегда. Откапались, поехали к месту другой дорогой. К тому времени я прилично устал, а за рулем только я.

Едем, солнце вышло, из мафона негромко играет приятная музыка, вокруг поля, красота. Дорога — чистый лед, но с "лужами асфальта". По дороге почти не ездят, свобода, красота, усталость, не включенный передок, солнышко и скорость, ползущая к 70 км/ч.

И тут под ведущее заднее колесо попадает то самое пятно асфальта. Машину на отличной шипованной резине от резкости кидает, а тут снова лед! Все, заносы пошли, автомобиль колбасит, шипы — не шипы, не важно. Летим вправо. Дорога на насыпи, справа овраг и за ним деревья.

Витара — короткобазная заднеприводная машина с высоким центром тяжести, склонная не просто к заносу, а к амплитудной раскачке. Гасить довольно сложно. На этом фоне я еще не имеющий опыта борьбы с заносами на заднем приводе. Теорию знал на 5+, а вот в жизни не сталкивался. Машина с ABS, можно жать на тормоз, а не просто сбрасывать газ.

Руль в сторону заноса и ошибка, о которой почему-то никто не предупредил ни в автошколе, ни из "бывалых", прочитал я это в книге уже летом 2007. Нельзя ждать реакции. на руле! А я жду. Итог, я борюсь с заносом, но машина, быстрее чем я отреагировал, уходит в другую сторону, колеса уже не держат, мы летим под углом в 45 градусов через в встречку в поле.

Слева было просто поле, мы летим, приземляемся как самолет на 4 колеса, проезжаем вперед. Отдышались, вылазим, машина не пострадала совершенно. А еще секунду не о машине думали. Полет был клевый, матерились как пьяные сапожники.

Зиму 2008/2009 я начал с тренировок в поле, а уже через месяц возникла похожая ситуация на магистрали, тогда была "лужа льда" на отличном асфальте, скорость за 80 и плотный поток. Я был готов и произвел нужные действия сразу. Летом 2009 благополучно разрешилась похожая ситуация на гравийке на 70 км/ч.

Теперь о том, что я сделал в тот первый раз не правильно и как надо было.

  • Теорию надо отрабатывать на площадке!
  • Короткий заднепривод склонен к заносу, это надо помнить и точнее выбирать скорость, дозировать газ.
  • Нельзя при борьбе с заносом ждать реакцию на руле, это очень частая ошибка, необходимо после корректирующего действия вернуть руль, а я это начал делать только когда машина уже вышла из первого заноса.
  • Торможение в заносе — спорная вещь, тут вопрос профессионализма, сцепления с дорогой и еще кучи факторов. Иногда лучше просто сбросить газ. Это без ABS, где этот параметр намного важнее. Потому что заблокировать тормоза в такой ситуации крайне легко. Но с ABS тормозить можно достаточно смело, машина будет хоть немного замедляться. Основное предназначение ABS на фоне снижения тормозной эффективности — позволяет тормозить в повороте. Но при этом ABS может быть очень вредна на неоднородном льду, грязи, траве, грейдере, то есть там, где торможение юзом будет эффективнее. А так же при подскоке колес. Но тормоза работают. Если опыта в экстремальной ситуации мало, ABS лучше иметь, но надо помнить о ее нюансах, главный из которых — да, машина будет тормозить, но очень медленно и тормозной путь будет намного больше. Я этих нюансов не учел тогда, а был не только на неровном льду, но еще и с подскоком трех из четырех колес. Я ждал такой же эффективности тормозов, как без ABS. Иногда, при хорошем опыте торможения без блокировки, лучше иметь возможность отключить ABS, как это сделано на автомобилях с ESP. Но у меня такой возможности не было ни технически, ни исходя из опыта. Хотя, торможение юзом на коротком высоком авто — "палка о двух концах", "ушки" сделать проще простого, уж лучше эффект "ABS на льду", чем блокировка колес в заносе.
  • АКПП имеет свои нюансы, газ в какой то момент мог бы помочь, но на АКПП нельзя совмещать газ и тормоз, да и левая нога тогда тормозить не умела, время переноса с педали на педаль в такие моменты играет очень большую роль. Так же, на АКПП нельзя выключить тягу нажав сцепление, можно перевести селектор в "N" (в критические ситуации на ходу можно, обратите внимание, из "D" в "N" селектор переводиться без кнопки-фиксатора), но я об этом не знал, да и опыта сделать это быстро и потом быстро при необходимости вернуть в "D" не было. А при "D" колеса имели тягу (газа нет, но "маховик"-гидротрансформатор то тягу еще имел) и толкали машину в занос.
  • При включенном передке все бы обошлось, обратно я так и ехал в режиме 4х4. Хотя лучше получить такой урок на пустой дороге и улететь в поле, чем в более опасной ситуации.

Выехав обратно решили поехать домой, мне еще 200 км рулить, а дело было к 15 часам, зимой. Через год мы взяли этот тайник, так же зимой, но уже имея опыт поездки в те места.

2 комментария: