среда, 8 июля 2009 г.

Опыт по выбору операционной системы на домашний компьютер. Mandriva Linux. 08.07.2009.

Мой компьютер обладает следующей конфигурацией: AMD Sempron 2100+ (1500 МГц, 256 kb кеш L2, Socket A), 512 MB DDR2, 40 ГБ жесткий диск, обычная видеокарта. Используется для написания текстов, расчетов, Интернета и просмотра фото/видео.

Раньше я пользовался "альтернативно-лицензионной" корпоративной версией MS Windows XP (чистая копия, без вставок в код различных альтернативщиков). В течении почти 5 лет ни одной переустановки, 7 раз дотронулся до кнопки Reset. Все остальное ПО было так же "альтернативно-лицензионным". Но в последний год я уже не мог нормально работать, 5 лет борьбы с вирусами, чистка реестра, установка и удалением разного ПО сделали свое дело, ОС работала нестабильно и ряд программ приходилось выгружать. Пора было делать обновление.

Небольшое отступление, опыт работы с ПК у меня с 1995-1996 годов, начинал с MS DOS v3 на 80286, потом собрал себе 80386, далее Pentium 200, Windows 95. В конце 1998 года появился Pentium II 350 МГц, на который тут же встала Windows 98. Постепенно памяти стало больше, система была разогнана до 466 МГц, а позже на ее месте встал AMD Duron. Далее это все переросло в сегодняшнюю конфигурацию и живет так уже около 6 лет. Уже на Pentium-II 350 МГц я познакомился с Windows XP. Все ПО естественно "альтернативно-лицензионное". В общем компьютерного опыта предостаточно, а в 2001 я начал первые опыты с Линуксом, который был очень перспективен и обладал потрясающими технологиями, но был не очень пригоден в домашних условиях.

Итак, в 2008 году стало ясно, пора переустанавливать операционную систему. В начале 2008 года я купил ноутбук Acer, не большой по производительности, но имеющий необходимый для меня набор. И там стояла лицензионная Windows Vista. В то время эта OS только вышла и ее все ругали. Сначала я думал удалить ее, но узнав, что под чипсет от Intel не было драйверов для Windows XP решил поработать так. Оказалось это вполне нормальным, за два месяца работы я не обнаружил ни одного проблемного места. А в марте установил пакет обновлений SP1. С тех пор я стал фанатом Vista в сравнении с XP, где все было гораздо удобнее при той же производительности и большей функциональности. Уже тогда я принял решение, раз на ноутбуке стоит лицензионная Windows, то и не будет ни одной пиратской программы. На ноутбуке тут же появились OpenOffice, GIMP, Visual Basic EE и еще ряд программ. Оказалось, что работать в них не чуть не хуже, чем в пиратских офисах от известной корпорации. Место Explorer`а занял FireFox еще с появлением второго. Так я начал готовить себя к переустановкам на основном ПК, но и не подозревал, что там окажется Линукс.

Дело было так, мне пообещали хорошую корпоративную версию операционной системы от известного производителя, но подвергшейся модернизации некой крупной группы программистов, выпускающих "альтернативно-лицензионные" Windows. Я произвел нужные резеврирования и у меня было время для развлечений. Я снова решил попробовать Linux. Тем более был некий опыт работы в LinuxOnCD, когда ОС расположена на оптическом диске и не требовала установок. Linux с тех пор сильно развился и был готов к домашнему пользованию. Во всяком случае мне так казалось.

Начал я с ALT Linux, был с ним небольшой опыт работы, у него были рекомендации и он был не требователен к системе. На деле оказалась плохая совместимость с моими старыми железками. Звук работал плохо, а видеокарта и монитор не могли согласовать частоту. Не было удобной программы установки новых программ, а возиться с компиляцией мне не хотелось. Некоторое ПО было предыдущих версий. Итог был такой: ALT Linux — находка для желающего собрать себе идеальную ОС, ее можно сделать самой стабильной и удобной, в ней нет ничего лишнего. Но необходимо повозиться, а мне этого не хотелось. После многих лет изучения внутренностей ПК и софта хотелось просто работать. Это как после ручной сборке Жигулей, когда вы сами доводите качество до лучшего мирового уровня, но потом вам это надоедает, вы просто хотите купить машину и ездить. Я хотел поставить Линукс и работать.

ASP и RedHat Linux были отброшены сразу, всего много, но то не наше, то сборка смущала. Я попробовал широко рекламируемую Ubuntu. Поиграв неделю понял что не мое. Не смотря на всю простоту, Debian-пакеты вызывали у меня ступор, еще в 2001 году я сделал выбор в пользу RPM. К тому же по частотам в видео у Убунту тоже были проблемы, а в какой-то момент я остался только с командной строкой. Это на фоне не самых новых некоторых программных пакетов. Стоп! Уж лучше Виндовс.

И тут мне принесли обещанный диск Экстрим Эдишн. Да, пираты постарались, первый день от этой XP был полный восторг. У Висты конечно все удобнее, но и в ХРюше оказалось неплохо. Но что-то меня смущало, было ощущение, что компьютер работает неправильно. Или я зря боялся что ПК сделали участником пиратской сети или ПО работало не так, в общем что-то смущало. А через неделю все стало так тормозить, что сразу вспомнил фразу "format с: спасет тебя". Система была снесена. Ее место заняла легкая Windows XP FLP для слабых ПК, которую ставят на нетбуки. На этом фоне прекрасно работала лицензионная Windows Vista на ноутбуке. За много лет я был в растерянности по поводу выбора ОС.

И тут мне посоветовали Mandriva Linux. Совершенно случайно. Мол самая удобная для пользователя. Можно делать все в ручную и проявлять себя самым профессиональным администратором, а можно вести себя как "кухарка с компом". Я естественно не поверил, но попробовал, терять было нечего.

О чудо! Операционка определила видеосистему. Отрегулировала звук, легко установилась с нужными настройками. После установки подключилась к Интернету и скачала все нужные обновления. Все ПО было последней стабильной версии. Не было эмулятора Windows — Wine последней версии и сервер не хотел его ставить. Я скачал с сайта-разработчика Wine, в виде RPM последней нестабильной версии и легко установил, сделав двойной клик по пакету. А уже через две недели Мандрива признала эту версию стабильной и основной, сделав соответствующую пометку.

Система всегда предлагает установить новые версии пакетов, предложила кучу дополнительного хорошего ПО, следит за стабильностью и работает без сбоев. Я забыл что такое вирусы, проверяя систему лишь изредка. Почти все ПО из мира Windows имеет линуксовую альтернативу. Вопросы есть только к играм, но я не увлекаюсь ими, а для некоторых можно настроить Wine или использовать ноутбук. Единственный недостаток — некоторые самые передовые пакеты Мандривы стали требовать производительности и памяти в 512 мегабайт уже иногда мало, но пока это не критично. Пожалуй это единственная проблема сейчас, в остальном я имею то, о чем так давно мечтал. Стабильная "операционка для домохозяек", которая при необходимости позволяет чувствовать себя администратором и разработчиком. И все это абсолютно бесплатно и без нарушений каких либо лицензионных прав на протяжении 6 месяцев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий