понедельник, 20 июля 2009 г.

О тормозах, ABS, антибукс, ESP и о торможении с разными приводами. О сносах и заносах. Июль 2009.

Немного опишу разные варианты поведения авто с различными тормозными системами и разными системами привода. К сожалению, этой теме уделяется мало внимания.


Начну с машин без какой либо электроники

Задний привод и МКПП. При сохранении тяги передние колеса, в отличии от задних, склонны к блокировке. При повернутом руле задние колеса склонны к силовому заносу. При выключенном сцеплении остаток тяги сохраняет КПП, карданный вал и редуктор, но уже можно заблокировать и задние колеса. При возникновении заноса необходимо сбросить газ, повернуть руль в сторону заноса и не дожидаясь реакции автомобиля (!очень важно!), вернуть руль в направлении движения. В случае ожидания реакции может начаться занос в другую сторону и/или амплитудная раскачка автомобиля.

Задний привод и АКПП. В целом похожая ситуация, как и на МКПП, но с АКПП при режимах "1-2-3-D" тягу сохраняет "маховик-гидротрансформатор" даже при сброшенном газе. В режиме "N" в основном кардан и редуктор. Допускаются не частые переключения "D->N" и "N->D", обратите внимание, они делаются без кнопки-фиксатора селектора. Разрешено по инструкции, но злоупотреблять не стоит, сделано для экстремальных случаев.

Передний привод, МКПП. Теперь, при сохранении тяги, блокировке подвержены задние колеса. В повороте задние колеса могут начать занос, против которого надо перестать тормозить и увеличить тягу, повернув руль в направлении движения. В то же время при борьбе с заносом в повороте и резком увеличении тяги на передних колесах может начаться снос передних колес, для борьбы с которым необходимо применить прием "газ-тормоз", плавно нажав на тормоз левой ногой при сохранении тяги. Сложность приема состоит в том, что у большинства людей левая нога не умеет тормозить и может заблокировать тормоза. Если нажать тормоз резко, начнется занос задних колес, с которым уже боролись, круг замкнется.

При выключенном сцеплении ведущие колеса переднего привода легче заблокировать, чем на заднеприводном авто, так как инерцию сохраняет меньше валов и агрегатов.

Передний привод, АКПП. На авто с АКПП ситуация похожая, приемы работы те же, что описаны про автомобили с задним приводом, только из расчета переднеприводного автомобиля.

Полный привод. МКПП и АКПП. При сохранении тяги колеса не склонны к блокировке. При выключенном сцеплении или режиме "N" колеса блокируются практически равномерно. Инертность раздаточной коробки, карданов и редукторов препятствует ранней блокировке. В повороте не допускается резких торможении и увеличение тяги, так как возможен вынос автомобиля с одновременным сносом-заносом всех колес.

Полный привод с электроникой. Ситуация зависит от типа привода, могут проявляться свойства всех описанных выше вариантов.


Наличие анти-блокировочной системы (АБС/ABS) и системы распределения тормозных усилий (EBD)

Электронная система распределения тормозных усилий EBD улучшает работу ABS. Присутствует практически на всех современных автомобилям с АБС и на всех с ПБС и системами курсовой устойчивости ESP. Позволяет увеличить степень торможения на неблокируемые колеса.

При сохранении тяги. На всех типах приводов и типах коробки немного ухудшаются тормозные свойства, влияние типа привода и КПП остается, но очень незначительное, а при наличии EBD не проявляется. Автомобиль остается полностью управляемым и допускает рулежку. Можно свободно тормозить в повороте. На мокром асфальте автомобиль так же остается управляемым. АБС создана для сохранения возможности управления и не предназначена для увеличения эффективности торможения! Наличие ABS позволяет вам тормозя объехать препятствие или погасить скорость в повороте.

При отсутствии тяги. При выключенном сцеплении или в режиме "N", ABS может или оставить тормозные свойства неизменными или улучшить их на всех типах привода. Эффективной тормозной системе не мешает инертность агрегатов и тормоза работают в оптимальном режиме. Спортсмен делает до 12 нажатий тормоза в секунду, ABS 20-25. Обычный водитель от 4 до 7. На мокром асфальте или слабом покрытии асфальта песком, тормозные свойства немного ухудшаются, но очень незначительно. Всегда сохраняется управляемость автомобиля.

На неровном льду, траве, неровной дороге (обилие ямок и неровностей), мокрой грязи (жижа), обилии песка на асфальте. В таких случаях АБС очень сильно ухудшает тормозные свойства. Автомобиль практически не тормозит, а вы теряете возможность использовать прием торможения юзом (с заблокированными колесами). Тем не менее автомобиль сохраняет управляемость, при активной рулежке можно объехать препятствие, но торможение будет очень слабым.


Наличие антипробуксовочной системы (ПБС/ASR/TCS)

На всех типах приводов и КПП как при сохранении, так и при отсутствии тяги подтормаживает буксующие колеса, позволяя передать больше крутящего момента на колеса, имеющие лучшее сцепление и снижая пробуксовку проскальзывающих колес. Так же может ограничивать тягу. Первые ПБС занимались исключительно ограничением тяги, но сейчас это комбинирования система. Включает в себя ABS и EBD. Отличается от описанных выше вариантов эффективностью. Сохраняет управление автомобиля в большинстве сложных ситуаций. При ее работе ABS используется крайне редко из-за ненадобности.

Торможение на неоднородном льду, грязи, траве, ямках и при подскоке. При очень плохом покрытии оказывается эффективнее ABS, но все равно сильно ухудшаются тормозные свойства. При очень сильной пробуксовке автоматически отключается, позволяя тормозить юзом. Самые современные системы имеют функцию принудительного выключения. На сильном бездорожье рекомендуется отключать. Система не предназначена для замены систем блокировок дифференциалов на полноприводных автомобилях, что бы не говорили производители данных авто.


Системы управления курсовой устойчивостью (ESP)

На всех типах приводов и КПП. К функциям ПБС добавляется свойство очень точно ограничивать тягу на ведущие колеса и контроль геометрии автомобиля. На системах последнего поколения это реализовано вплоть до единичных колес и миллиметровых углов отклонения. Система позволяет идти по дороге как по рельсам, не допуская блокировок и пробуксовок. Имеет принудительное отключение кнопкой в удобном месте.

При работе ESP контролируется не только тяга и проскальзывание, но и траектория движения. Если при входе в поворот угол становиться слишком резким, снижается тяга на определенных колесах и происходит их подтормаживание. Даже если вы не делаете антизаносного маневра, система постарается выровнять машину путем контрзаноса.

Основной недостаток ESP — оторванность от автомобиля! Водитель не ощущает себя полноправным водителем и не имеет возможности повлиять в тех случаях, когда мастерство вождения (силовой занос, занос резким торможением, движение по многограннику и прочее) может предотвратить ДТП, а ESP уже бессильна. ESP, как и менее продвинутые электронные системы, это системы борьбы с уже начавшийся ситуацией заранее спланированными средствами, в то время как человек имеет возможность принять нестандартное решение. Так же ESP в случае заноса не всесильна и не всегда может преодолеть сильные смещения автомобиля, когда "физика движения" оказывается много выше возможностей работы колодок, дифференциалов и КПП. Не рекомендуется обучение на автомобилях с ESP. Зато с ESP удобно трогаться, не будет пробуксовок, на автомобилях с передним приводом особенно. В большинстве ситуаций окажется крайне полезной. К тому же, появляются техники управления для достижения симбиоза человека и ESP. Когда подготовленный водитель своими действиями помогает системе, а система способна это учитывать в своих действиях.

Важные особенности работы ESP:
  1. На большинстве машин ESP можно отключить только долгим (1-5 секунд в зависимости от производителя) нажатием на кнопку. Единичные машины позволяют это делать оперативно на ходу.
  2. На большинстве машин отключенная ESP снова активируется при наборе скорости выше 30-40 км/ч. Исключения так же единичны. Так же система снова активируется при каждом запуске двигателя.
  3. На некоторых дешевых автомобилях, которые по мнению производителя точно не окажутся на бездорожье, отсутствует кнопка выключения ESP. Особенно это качается автомобилей класса А. Среди производителей замечены Форд и Опель определенных комплектаций.

На бездорожье, траве, неоднородном льду, ямах, при подскоке и в случае сухого песка на асфальте. В этих случаях ESP может не только серьезно ограничить вас в управлении и торможении, но и привести к серьезному ДТП, ведь ESP — система реакции, информация о дороге приходит уже после того, как машина проехала. Компьютер может принять решение, которое будет противоположным тому, какое следовало бы принять в следующий момент исходя из резко меняющейся дорожной ситуации.

При преодолении бездорожья многие полагаются на ESP, как на блокировки дифференциалов. ESP подтормаживая буксующее колесо автоматика передает крутящий момент на другие колеса. Производители автомобилей особо указывают на это свойство. Тем не менее, это не совсем так. Во-первых, данным приемом можно стереть тормозные колодки. Во-вторых, блокировки позволяют самому более тонко чувствовать автомобиль и посылать тягу тогда, когда это надо в особенностях на автомобилях с МКПП, в то время как электроника ориентируется по уже сложившийся ситуации. На серьезном бездорожье лучше отключить ESP, а при наличии блокировок дифференциалов обязательно их использовать. На слабом бездорожье ESP может быть вполне эффективна и достаточна.


Итог: Основной совет — овладеть при обучении автомобилем без каких либо вспомогательных устройств и овладеть приемами выхода из различных опасных ситуаций. После этого приобрести автомобиль с ESP.

Комментариев нет:

Отправить комментарий