понедельник, 14 сентября 2009 г.

Про лампы накаливания и энергосберегающие лампы. Часть 2. 14.09.2009.

Два месяца назад я писал об инициативе запрета продажи мощных ламп накаливания и проводил сравнение лампы накаливания и компактной люминесцентной лампы. Сегодня я бы хотел вернуться к этому вопросу. За прошедшие 2 месяца я столкнулся с новинками рынка и приобрел новый опыт эксплуатации. Теперь обо всем по порядку.


Для начала хотелось бы расписать таблицу светоотдачи для различных типов ламп.
  • Лампа накаливания — 12 люмен/Вт
  • Прямая (трубка) люминесцентная лампа — 70—80 люмен/Вт
  • Компактная люминесцентная лампа — 50—60 люмен/Вт
  • Сверхяркий светодиод — до 150 люмен/Вт
  • Галогенная лампа — 25 люмен/Вт
Эти цифры имею некоторую погрешность в зависимости от производителя, но для оценок более чем достаточны. При выборе ламп для дома и офиса и расчета освещенности стоит обращаться к данной таблице. При расчетах я немного округлял цифры в ту или иную сторону в зависимости от типа лампы, но в основном цифры округлялись в чуть меньшую сторону.

Светодиодные технологии. Стоит ли?

Как я уже писал предыдущей статье, на игре Ночной Дозор я пользуюсь светодиодными фонарями. Они не очень дороги, но дают огромную светоотдачу. Среднестатистический сверхмощный светодиод выдает до 150 люмен на один ватт электрической мощности. А самые мощные светодиоды способны выдавать 200 и более люмен. В сравнении с 12 люменами ламп накаливания это огромная величина. Как и с 60 люменами у компактной люминесцентной лампы.

Один из моих фонарей содержит мощный 20 светодиодный модуль. Сам фонарь аккумуляторный. Это позволяет его использовать на даче если отключают электричество. Один такой фонарь позволяет иметь неплохой свет в комнате в течении 10-15 часов. Цена фонаря — 1000 рублей.

Теперь обратим взор на рынок компактных светодиодных ламп под обычные цоколи Е27 и Е14. Производители считают данную технику сверхэкономичной и сверх красивой, создающей неповторимые интерьеры. При том спектр света светодиода очень ограничен. Пока я встречаю лампы с электрической мощностью в 1-3 вата минимум за 300 рублей, но чаще дороже. Если сравнивать светоотдачу, это 450 люмен. При цене в 300 рублей мне кажется это дорого. Хорошая лампа накаливания, выдающая 40 ватт (примерно 450 люмен при 12 люменах на ватт) будет стоить 12 рублей. Дешевые лампы будут стоить на 40% дешевле. На 300 рублей мы можем купить 20 и более таких ламп или перевести оставшиеся деньги в электроэнергию. Светодиодная лампа конечно окупиться, но очень не скоро.

Так стоит ли сейчас покупать дорогие светодиодные лампы вместо других? Я думаю нет. Стоит подождать существенного понижения цены и улучшения спектра света. Хотя по параметру спектра сейчас уже не все так плохо. И конечно надо подождать появления мощных светодиодных ламп. Лампа в 450 люмен (3 Вт) часто не имеет смысла, а вот 15 ватная лампа (более 2200 люмен) — интересное предложение.


Компактные люминесцентные лампы. Цены ниже, характеристики выше.

В своей комнате я убрал две дешевые китайские компактные люминесцентные лампы. Одна стала темнеть из-за выработки ресурса, вторую заменил за компанию. Захотелось большей освещенности. На этот раз я сознательно выбрал лампы с белым дневным спектром. Так же была увеличена мощность.

Теперь помимо прямой трубки с отражателем над монитором (11 Вт, 770 люмен) у меня стоят две европейские компактные люминесцентные лампы правильной формы (спираль, меньше перекрестий): 20 Вт — 1200 люмен (= 100 Вт лампа накаливания) и 25 Вт — 1500 люмен (= 125 Вт лампы накаливания). Итого на освещение комнаты тратиться 56 Вт, что дает 3470 люмен (= 290 Вт лампа накаливания). Итоговая степень освещенности меня вполне устраивает и получать ее обычными лампами как минимум неразумно. При старых китайских лампах трубочной формы (трубки стояли теугольно и перекрывали свет друг друга) я получал максимум 1350 люмен при мощности 24 Вт (2100 люмен при 35 Вт с учетом лампы-трубки над столом = 175 Вт у лампы накаливания). К тому же на потолке есть галогенная люстра мощностью 105 Вт, дающая 2625 люмен, но теперь я ей пользуюсь еще реже. Цена двух новых компактных люминесцентных ламп составила 235 рублей суммарно.

Имея в комнате освещенность около 3500 люмен (около 6100 люмен с верхней люстрой) я затрачиваю 56 Вт (161 Вт с люстрой) и получаю очень комфортную для работы и отдыха освещенность. Для получения такой освещенности обычными лампами накаливания мне понадобилась бы мощность в 508 Вт (для получения освещенности в 6100 люмен), что является крайне большим значением для комнаты площадью 9 квадратных метров.

В качестве завершающей фразы данного раздела, хотелось бы отметить, что при освещенности в 6100 люмен я фотографирую комнату с руки без вспышки и получаю практически четкий кадр без размытий и шумов.


Двухколбовые галогенные лампы вместо стандартных ламп накаливания

В продаже массово появились двухколбовые галогенные лампы под цоколи Е27 и Е14. Суть лампы следующая: в обычной колбе лампы накаливания вместо спирали стоит галогенная лампа в своей небольшой колбе. Такая лампа ставится вместо стандартных ламп, не боится прикосновения руками при установке, обладает лучшей светоотдачей и охлаждением. У нее увеличенный вдвое срок службы, в сравнении с лампой накаливания.

Пока мне не приходилось ими пользоваться, но если считать, что галогенная лампа дает до 25 люмен на Вт, а на рынке массово представлены лампы мощностью около 28 Вт (55 Вт обычная лампа накаливания) по цене 55-60 рублей, данное предложение может быть с одной стороны весьма интересным, с другой — очень сомнительным. При экономии электричества около 50% мы покупаем лампу в 4 раза дороже. В то же время, если вам нужен спектр света обычной лампы или есть еще какие-то причины неиспользования компактных люминесцентных ламп — данное предложение является неплохой альтернативой. К тому же, с массовым внедрением цена должна уменьшиться, до вполне приемлемых 20 рублей по сегодняшним ценам. Еще один момент — такая лампа формально является энергосберегающей и не попадет под запрет производства и продажи мощных (100 и более Вт) ламп накаливания.


Возвращение к истокам или почему я поставил на даче лампы накаливания

На даче моя комната очень комфортная. Во-первых она больше, во-вторых она в деревянном доме. Случилось так, что я туда поставил симпатичный торшер, но лампа в нем стояла не по статусу (100 Вт, найдена неизвестно где) при пиковой мощности для деревянного абажура (опять же, 100 Вт — это много). На потолочном светильнике стояла лампа накаливания в избыточные 75 Вт. А выключатель верхнего светильника имел индикатор включения. Надо было оптимизировать освещенность, сохраняя приятную обстановку.

Оптимизация началась с осознания трех фактов:
  • Первый — в потолочную лампу нельзя вкручивать компактную люминесцентную лампу. Она начинает мерцать в выключенном состоянии при использовании выключателя с подсветкой.
  • Второй — с учетом деревянных желтоватых стен (вагонка) мне хотелось естественный спектр свечения обычной лампы накаливания.
  • Третий — дача не имеет централизованного отопления и все тепло лампы пойдет в отопление комнаты. Мы достигаем максимального КПД электроэнергии при использовании лампы накаливания. При этом за очень малые деньги.

На основе этих простых фактов было сделано самое простое действие. Куплены 2 лампы накаливания:
  • 40 Вт в потолочный светильник, как наименее используемый. Цена хорошей лампы — 12 рублей.
  • 60 Вт в торшер, стоящий между столиком для ноутбука и кроватью. Оптимальный выбор за 15 рублей. Чтение и редкая работа на компьютере очень комфортна.
Итого 1200 люмен в комнате, хотя используется разом только одна из ламп (450 или 750 люмен).

А долго посидеть за компьютером я могу и в гостиной, где мощное потолочное освещение на основе компактных люминесцентных ламп с желтоватым спектром. В гостиной нужно много света, там применение компактных люминесцентных ламп оправдано. Летом же освещение вообще мало используется, поэтому малое КПД лампы накаливания в связи с тепловыделением никак не заметно.

Содержание раздела по энергосберегающим лампам:

1 комментарий:

  1. Все правильно, но световая отдача ламп накаливания, энергосберегающих люминесцентных ламп и особенно светодиодов, завышена. Светодиоды в массовом порядке имеют световую отдачу порядка 40-80 лм/Вт. Это очень большой прогресс для светодиодов, которые еще лет 10 назад вообще не рассматривались как источники света. По экономике я проанализировал энергосберегающие лампы. Можно прочесть по ссылке:http://blogs.mail.ru/mail/mr.dmitry/

    ОтветитьУдалить